Добро пожаловать на сайт Прогимназии № 675 "ТАЛАНТ"

Версия для слабовидящих

Контакты

Корп.1 пр.Маршала Жукова д.37 корп. 4 литер А
(812) 742-01-55
Корп.2 Ленинский пр. д.92 корп. 2
(812) 743-45-75
Написать письмо

Версия для слабовидящих

Период адаптации к детскому сайту

123123Начальный период посещения детского сада и особенно ясельной группы очень сложен для маленьких детей. Откровенно говоря, возраст до 3-х лет — это не самый благоприятный период  для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад.

До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, наоборот, в этот период сильно проявляется его привязанность к матери и близким людям. Поэтому здоровый, а тем более эмоционально ранимый ребенок, будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать (и это адекватная реакция ребенка на кардинально изменившиеся обстоятельства его жизни). Кроме того ребенок  2-х лет не имеет достаточных навыков самообслуживания, устойчивых навыков речи, не может сам себя занять и нуждается  в инициативе взрослого, его помощи и защите.

Существует еще ряд событий, которые могут осложнить процесс адаптации ребенка к детскому саду – это переезд на новое место, рождение брата или сестры, конфликты в семье, период после болезни. Лучше не планировать начало посещения детского сада в это время.

Психологи выделяют 3 типа адаптации к детскому саду:

  • Легкий – длится 1-2 недели (аппетит ребенка восстанавливается к концу 1-й недели, сон к концу 2-й).
  • Средний – продолжительностью 20-40 дней (аппетит и сон восстанавливаются к концу этого периода, настроение ребенка неустойчивое).
  • Тяжелый – в некоторых случаях затягивается до года (ребенок часто и тяжело болеет; могут замедляться темпы его психического развития; ребенок может не использовать ранее усвоенные навыки речи; становится вялым, пассивным; может демонстрировать неадекватное поведение – выраженную эмоциональную нестабильность, агрессивное реакции).

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

До достижения ребенком 3-хлетнего возраста возможны нормальные трудности адаптации ребенка в коллективе. Только после 3-х лет у детей появляется потребность в общении со сверстниками и в совместных играх.

Для того, чтобы адаптационный период прошел успешно, необходимо начать подготовку к этому ответственному событию заблаговременно!

  • Готовьте ребенка к общению с детьми его возраста. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, приглашайте друзей с детьми к себе. Наблюдайте, как ребенок себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован, доброжелателен.  Если общение трудно дается малышу, помогите ему, научите, как правильно здороваться с детьми, как попросить разрешения поиграть с ними, как предложить детям свои игрушки и попросить чужие, как правильно реагировать на отказ.
  • Расширьте контакты ребенка с незнакомыми взрослыми. Приглашайте к себе и посещайте своих друзей, у которых нет детей, проводите с ними время на природе, в общественных местах.
  • Старайтесь приучить ребенка ненадолго оставаться без мамы (с папой, бабушкой, дедушкой или няней).
  • Организуя совместные игры, стимулируйте самостоятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, предложите ему самому закончить сборку, а играя с малышом в кормление куклы, попросить его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Адаптация протекает легче всего у тех малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками сами. Впервые попав в сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка и не подавляйте  его инициативу.
  • Заранее объясните ребенку (и покажите), что такое детский сад, кто и зачем туда ходит. Скажите, что он скоро вырастет, и тоже будет туда ходить.
  • Дома чаще играйте в детский сад с игрушками. Пусть одна из игрушек будет самим малышом. Помогите ребенку найти ей друзей и попытайтесь решать различные проблемы, которые могут  у нее возникнуть. Ориентируйте игру на положительные результаты.
  • Научите ребенка необходимым в детском саду навыкам самообслуживания:
    • Пить из кружки
    • Есть ложкой
    • Участвовать в процессе одевания-раздевания
    • Самостоятельно садиться на горшок
    • Понимать и правильно реагировать на слово «нельзя»
  • И наоборот, отучите ребенка от ритуалов, которые невозможно соблюдать в группе детского сада, таких как:
    • Соски-пустышки
    • Кормления из бутылочки
    • Кормления с отвлечением (книга, телевизор, «за маму, за папу…»)
    • Использование памперсов
    • Укачивание перед сном
    • Засыпание рядом с мамой
  • За несколько месяцев до начала посещения детского сада постарайтесь максимально приблизить режим дня малыша (время кормления, сна, бодрствования) к распорядку дня в группе, рацион питания  — к меню детского сада.

 

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и их родители, поэтому всем членам семьи нужно отслеживать свои чувства, понимать их. Необходимым условием успешного протекания периода адаптации является отказ от чувства вины (проанализируйте, в связи с чем/кем оно появилось, если не удается справиться с ним самостоятельно – обратитесь к психологу). Решение вами уже принято. Есть причины, которые побудили вас принять это решение (к слову, у всех они разные). Будьте спокойны, уверены и последовательны. Если у вас возникнут  хотя бы малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Тревога и беспокойство родителей напрямую передается детям. 

С чего начать?

Постарайтесь, чтобы первые недели пребывания малыша в яслях совпали с отпуском одного из родителей.

Посетите ясельную группу сами, прежде чем вы приведете туда ребенка. Познакомьтесь с воспитателями и помощниками воспитателя, расскажите им о своем ребенке. Установите с ними доверительные отношения. В течение всего периода адаптации будьте с ними в тесном контакте.

Хотя бы несколько раз приведите ребенка в детский сад во время прогулки. Пусть малыш познакомится с воспитателем (лучше с двумя), с детьми,  присмотрится к ним, попробует поиграть.

Если это разрешено правилами дошкольного учреждения, начните посещать группу вместе с ребенком, постепенно увеличивая время пребывания в садике.  Маме нужно постараться чаще покидать группу, со словами «Я ненадолго, скоро вернусь», чтобы у ребенка сформировалась уверенность в том, что так оно и будет. Не затягивайте время совместного пребывания в группе, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению!

Первое время оставляйте ребенка одного в садике лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, затем после тихого часа, полдника. Главное, чтобы ваши действия были полностью согласованы с воспитателем. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

Первый день в саду. Несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно: 

Приводите в детский сад только здорового ребенка.

Приводите ребенка утром и забирайте его домой точно в часы, установленные режимом работы детского сада. Приведенному не вовремя в группу малышу труднее включиться в организованную жизнь группы. А опоздания родителей вечером, когда все дети уже разобраны по домам, ребята переносят очень болезненно.

Дайте ребенку в садик любимую игрушку, которая будет вызывать у него добрые чувства и напоминать ему о доме и маме. А в дальнейшем приучите его приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. Можно постараться уговорить ребенка оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним в детский сад ежедневно  и знакомится с другими детьми.  Дома расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Домашняя обстановка в период адаптации

ü  На протяжении всего периода адаптации дома обеспечьте малышу максимально щадящие и комфортные условия. Снизьте до минимума новые и яркие впечатления (их и так будет слишком много для маленького человечка):

  • Не ходите в гости и не принимайте гостей
  • Не посещайте шумные праздники, мероприятия, большие магазины
  • Не вводите в рацион ребенка новую пищу
  • Не покупайте новых игрушек
  • Отложите ненадолго все несрочные мероприятия (массаж, бассейн, школы развития…)
  • Не переутомляйте, не переохлаждайте, не перегревайте ребенка;
  • Предупреждайте проявления отрицательных эмоций (переключая его внимание на любые большие, яркие, необычные предметы)
  • Не оставляйте ребенка дома с бабушками, дедушками, нянями…

То, что ни в коем случае не нужно делать во время адаптации ребёнка. 

  • Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Не ругайте воспитателей в присутствии ребенка.
  • Не жалейте ребенка в присутствии воспитателей.
  • Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

Проблемные ситуации периода адаптации

Утренний плач дома – постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание; даже если это не удалось, будьте последовательны, не поддавайтесь на провокации, если ребенок не болен, не оставляйте его дома.

Твердо и спокойно скажите малышу, что вы оставляете его на несколько часов и обязательно придете за ним (скажите, когда точно – после обеда, после сна, на прогулке). Многое из того, что вы скажите, ребенок не поймет, зато почувствует уверенность и спокойствие в вашем голосе, и этого будет достаточно.

Придумайте ритуал прощания – например: «я поцелую тебя в обе щеки, а ты меня в нос», или «помашешь мне рукой, прежде чем я уйду», или «сам закроешь за мной дверь»…

Сократите время прощания до минимума (как правило, через несколько минут малыш успокаивается). Договоритесь, чтобы воспитатель перезвонил вам, в случае, если ребенок не сможет успокоиться в течение длительного времени, тогда вы сможете его забрать.

Обязательно похвалите ребенка, если все прошло хорошо!

Дома подробно расспрашивайте малыша о том, как прошел день, что было нового и интересного. Хвалите ребенка в присутствии остальных членов семьи за то, как он хорошо себя вел, какой он уже взрослый, как много у него друзей и т.п. Обязательно отмечайте его первые успехи (рисунки, аппликации, поделки).

Будьте последовательны в ваших действиях, ежедневно и неизменно соблюдайте режим дня ребенка, не поддавайтесь на провокации (лечь спать попозже, опоздать в садик, вообще не пойти сегодня).

В выходные и праздничные дни, в период болезни соблюдайте режим дня и рацион питания, установленный в детском саду, иначе малышу придется постоянно перестраиваться и процесс адаптации затянется.

Если же вам не удается самостоятельно справиться с возникающими трудностями, не стесняйтесь обращаться к психологу.

Помните, что в новых условиях дети достаточно легко принимают новые правила.  Если вы будете спокойны и создадите ребенку атмосферу любви и безопасности в семье, процесс адаптации к детскому саду пройдет без осложнений!

 

Педагог-психолог Галицкая Е. А.

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обратная связь